Лосось, которого выращивают для рынка, растёт в два раза быстрее обычного. Молочные коровы дают на пятнадцать процентов больше молока. Мясные коровы растут на двадцать процентов быстрее. Что общего между этими сверх-продуктивными животными? Благодаря инъекциям и имплантатам (в случае с коровами) или генной инженерии (в случае с лососем), у этих животных искусственно повышен уровень половых гормонов и уровень гормона роста.
Опасны ли эти гормоны для человека, который потребляет такие продукты? Пищевая промышленность говорит «нет». И Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (далее FDA) соглашается с этим, по крайней мере, когда речь идёт о коровах.
FDA, регулирующая применение гормонов в животноводстве, ещё не решила, разрешит ли она продажу генетически модифицированного лосося, запатентованного компанией AquaBounty, которая занимается биотехнологиями. Если лосось, который будет производить гормон роста круглый год, а не только весной и летом, получит «добро» от FDA, то станет первым генетически модифицированным животным, который окажется на вашей тарелке. (Генетически модифицированные фрукты и овощи уже давно присутствуют на нашем столе).
Разрешающая печать FDA вряд ли успокоит тех, кто беспокоится, что превышение гормонов в продуктах питания провоцирует появление рака, раннее половое созревание девочек и другие проблемы со здоровьем у людей. Многие годы защитники прав потребителей и эксперты в области здравоохранения боролись за ограничение применения гормонов для коров, и некоторые из них поддерживали запрет деятельности, подобной той, какая практикуется в Европе, где контроль над продуктами питания более строгий, чем в США.
И неясно, так ли уж плохи для здоровья такие гормоны на самом деле? Удивительно мало проводилось исследований о влиянии этих гормонов на человеческий организм: частично потому, что трудно отделить влияние дополнительных гормонов от влияния смеси естественных гормонов, белков и других компонентов, содержащихся в молоке и мясе. Покупка натуральных продуктов могла бы успокоить потребителей, но мало доказательств того, что эти продукты действительно безопаснее.
Гормоны роста
В 1993 году FDA разрешила к использованию рекомбинантный коровий гормон роста (рКГР), синтетический коровий гормон (его вводят с помощью инъекции молочным коровам), стимулирующий производство молока, а группы потребителей до сих пор обеспокоены этим. Манипуляции с гормоном роста в лососе компании AquaBountyвызвали аналогичные опасения.
Сам по себе гомон рКГР не имеет заметного влияния на здоровье человека, и гормон роста в лососе компанииAquaBounty, как предполагается, также не причинит вреда вашему здоровью. Реальное опасение заключается в том, что манипулирование с гормонами роста для коров (или лосося) может повысить содержание другого гормона, инсулиноподобного фактора роста (ИФР), который может имитировать гормон роста человека в опасных пропорциях. На практике исследования показали, что молоко коров, привитых гормоном рКГР, содержит в десять раз больше ИФР, чем молоко коров, не привитых таким гормоном.
Высокий уровень содержания в крови ИФР (независимо от причин его появления) был связан с повышенным риском рака груди, простаты и других видов рака у людей. В исследовании, проведённом в 2004 году, пациенты с уровнем ИФР выше среднего, были подвержены риску развития рака простаты на 50 процентов больше, а также на 65 процентов больше риску развития гормонозависимого рака груди в предклимактический период, чем у пациентов с уровнем этого гормона ниже среднего.
По словам доктора медицинских наук, руководителя отделения питания Гарвардской школы общественного здравоохранения в Бостоне Уолтера Уиллетта, многие факторы (в том числе гены, курение и потребление жиров) способствуют появлению рака, но «вполне возможно, что, по крайней мере, часть того риска соотносится с уровнем ИФР», особенно там, где имеет место рак предстательной железы.
В то время как потребление большого количества молока и других молочных продуктов способствовали увеличению уровня ИФР человека в крови, это увеличение, возможно, не является результатом прямого действия уровня ИФР животного или ИФР, обнаруженных в этих продуктах. Это потому, что количество ИФР в молочных продуктах – происходят ли они от коров, привитых рКГР, или нет – ничто в сравнении с тем, естественным количеством ИФР в вашем организме.
«Только чтобы получить дневное количество ИФР, выделяемое слюной и желудочно-кишечным трактом, вам придётся выпить около 95 литров молока», – говорит Терри Этертон, доктор философии, преподаватель технологии производства молока и зоотехники в Университете штата Пенсильвания, и автор блога о пищевой биотехнологии.
И вам необходимо съесть 170 тридцатиграммовых порций генетически модифицированного лосося. (Уровни ИФР в лососе от компании AquaBounty и в обычном лососе примерно одинаковы, несмотря на заявление защитников прав потребителей, утверждающих, что для того, чтобы эти данные можно было считать надёжными, проведено недостаточно исследований).
Итак, если количество ИФР в молоке незначительно, тогда как потребление молока увеличивает наш ИФР? Как объясняет доктор Уиллет, молоко в целом (а оно содержит и белки, и сахар, и минеральные вещества, и другие гормоны) может каким-то образом воздействовать на человеческий организм, чтобы он производил свой собственный ИФР.
Половые гормоны и раннее половое созревание
ИФР не единственный гормон, обнаруженный в продуктах питания. С 1950 года фермеры откармливают крупный рогатый скот, применяя половые гормоны – прежде всего эстроген. Сегодня в США большинству мясных коров, за исключением помеченных биркой «натуральная», вводят в ухо имплантат с гормоном: как правило, эстроген (эстрадиол) в комбинации с пятью другими гормонами. (Эти гормоны не применяют к курам и свиньям, потому что они не способствуют росту этих животных, хотя используемые для этих трёх видов животных антибиотики одинаково стимулируют рост первых).
Одна из проблем заключается в том, что эти гормоны могут способствовать раннему половому созреванию детей, которые, в среднем, вступают в период полового созревания в более раннем возрасте, чем их сверстники два-три поколения назад, по причинам, которые пока не ясны.
Но доктор философии и научный сотрудник отделения молочного дела и зоотехнии Университета Пенсильвании Энн Макрина говорит, что количество эстрогена, содержащееся в мясе, ничтожно мало по сравнению с количеством эстрогена в нашем организме. Тридцатиграммовая порция говядины из коровы, которой ввели эстроген, содержит меньше одной миллиардной части грамма эстрогена; это количество в четыреста тысяч раз меньше, чем у женщин, и почти в сто тысяч раз меньше, чем у мужчин.
Однако, говорит доктор Уиллетт, даже незначительное количество эстрогена может повлиять на половое созревание мальчиков и девочек. «Для девушки, у которой не вырабатываются гормоны, оно может быть весьма существенным».
Исследование 2009 г. показало, что дети, которые потребляли больше белков животного происхождения, вступали в период полового созревания почти на семь месяцев раньше, чем те, которые потребляли больше белков растительного происхождения. «Не так важно, молоко ли это, сыр или мясо – все это белки животного происхождения имеют явное воздействие на нашу систему ИФР», – говорит Томас Ремер, доктор философии, профессор Научно-исследовательского института детского питания в Германии и один из авторов исследования.
Тем не менее гормоны, добавленные к продуктам питания, вероятно, не самые большие виновники раннего полового созревания. Более вероятно, что мясо, молоко и подобные продукты помогают запускать механизм раннего полового созревания, потому что они богаты белками, калориями и питательными веществами, говорит Марсия Херман-Гидденс, адъюнкт-профессор в Университете штата Северная Каролина, школы общественного здравоохранения в Чапел-Хилл и ведущий автор влиятельных исследований в 1997 г. по раннему половому созреванию девочек.
Однако Херман-Гидденс предупреждает, что необходимы дополнительные исследования, чтобы разобраться с множеством задействованных факторов. Например, по её словам, рост количества людей с избыточным весом и ожирением (а пищевые продукты, подвергшиеся технологической обработке, высококалорийные напитки и отсутствие физических упражнений приводят к ним) – «возможно, главнейшая причина» для тенденции к раннему половому созреванию. (Жировые клетки стимулируют организм вырабатывать эстроген). Частично виновными в данной проблеме могут быть также пестициды, огнестойкие материалы, пластмассы и другие химические вещества из окружающей среды, которые могут разрушать гормоны.
Натуральное или нет?
Натуральные говядина и молочные продукты, сертифицированные Министерством сельского хозяйства США (USDA), поставляются с гарантией того, что коровам не прививались рКГР или половые органы. Они также поступают на прилавок по более высокой цене. Стоит ли спокойствие дополнительных денег? Наверное, нет, говорит доктор Уиллетт, который выступает за сокращение потребления мяса в целом. По его словам, большинство людей должно есть не больше двух порций красного мяса в неделю, а «если вы едите [только] пару порций в неделю, не имеет большого значения, натуральное оно или нет».
Доктор Уиллетт предлагает аналогичный совет в отношении натуральных молочных продуктов. С другой стороны, такие специалисты как Херман-Гидденс убеждают потребителей избегать молока, содержащего рКГР, из-за его потенциально высокого уровня ИФР и потому, что оно не имеет никакой дополнительной пользы для здоровья в сравнении с обычным молоком. Вместо перехода на натуральное молоко, доктор Уиллетт рекомендует сократить потребление молочных продуктов в целом, несмотря на рекомендации Министерства сельского хозяйства США потреблять три порции молочных продуктов в день.
Доктор философии и профессор микробиологии пищевых продуктов в Университете Иллинойса Брюс Часси говорит, что «пропаганда», исходящая от фермерских групп натурального сельского хозяйства, создала неверные представления (и неприятие) относительно рКГР среди потребителей. На самом деле, утверждает Часси, в использовании гормонов роста есть свои преимущества: коровы с введённым рКГР благоприятнее для окружающей среды (что также важно), поскольку фермеры могут получать такое же количество молока от меньшего количества коров. Подобным образом лосось компании AquaBounty потребляет на 10 процентов меньше кормов за время жизненного цикла, чем лосось, выращиваемый в обычных условиях.
Наиболее длительным воздействием страхов, окружающих гормоны в продуктах, может быть стоимость «органических» продуктов или продуктов «без добавления гормонов», как на то указывают продажи, говорит Часси.
«Я думаю, есть много хозяйств, которые не используют [рКГР], потому что они считают, что потребители не хотят молоко, содержащее [рКГР]», – говорит он. Он предполагает, что лосось компании AquaBounty, вероятно, вызовет проведение «маркетинговых кампаний для рыбы, «свободной от гормонов». Это глупый довод, говорит он, поскольку все рыбы (и всё мясо, и всё молоко) содержат гормоны.